У каждого композитора как правило есть свой собственный ярлык. Например Шёнберга до сих пор обычно характеризуют, как холодного и сухого рационалиста, как сухого и расчётливого математика. До определённой поры я тоже придерживался примерно такого мнения, несмотря на то, что была любопытна идея «двенадцатитоновых» сочинений, где власть в свои руки берёт диссонанс.. всё равно казалось, что в музыкальном отношении такие сочинения вряд ли могут быть интересными.. Так я думал до тех пор, пока .. не услышал (!) сочинения Шёнберга..

Это были 5 пьес для оркестра и 1я камерная симфония .. 5 пьес для оркестра совершенно изменили все мои представления о музыке Шёнберга: сочинение оказалось многокрасочным (вовсе не серого цвета, как я предполагал), с крайне высоким эмоциональным содержанием и крайностью смен настроений .. в связи с этим вспомнились слова Шёнберга «..человек не должен бояться поменять своё мнение, если он стал более зрелым. Он не обязан оставаться рабом своей незрелости»..

Безусловно, что в своих сочинениях (особенно «атонального» периода) Шёнберг выводил многое, связанное с подсознанием человека... Прежде всего в «Ожидании» и «Счастливой руке» — в «Ожидании», например, всё действие — это не события; а своеобразная психограмма человеческого состояния; то-же - в «Счастливой руке».. Но мне кажется, что нечто подобное есть и в 5 пьесах для оркестра.. даже сами названия о многом говорят («Предчувствие», «Перипетии»..) ..ожидание какой-то катастрофы, чувство непонятного страха, возникающие из глубины сознания различные образы и чувства («Прошлое»)..

На удивление редко говорится о .. «неоклассическом» периоде Шёнберга. Вернее, его принято называть «додекафонным»; но мне кажется, что это не вполне верно: в этот период Шёнберг написал также несколько тональных сочинений (особенно хочется выделить 2ю камерную симфонию) .. а в своём додекафонном методе многое взял из принципов классической тональности. «Неоклассичными» же многие его сочинения просто так и хочется назвать — возврат к формам венских классиков; форма барочной сюиты в сюите ор.25, жига в сюите ор.29 ... Даже рудименты классической тоники-доминанты в начале 4го квартета..

(продолжение следует..)