Георгий Дорохов (11.04.1984 – 01.02.2013)

Родился в 1984 в Томске в семье музыкантов. В детстве обучался игре на скрипке и теории музыки у своего отца, затем учился в Томском музыкальном колледже имени Эдисона Денисова. Выпускник композиторского факультета Московской консерватории, класс Владимира Тарнопольского (2009).

Дипломант международных конкурсов молодых композиторов имени П. Юргенсона (2007, 2009, Москва), I Международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова (2007, Томск); финалист I Всероссийского композиторского конкурса «Шаг влево» (2008), участник композиторских состязаний «Пифийские игры» (2008).

Посещал лекции и занятия Брайана Фернихоу, Изабель Мундри, Мисато Мотидзуки, композиторские курсы Domaine Forget (Канада, 2011), семинары Nuova Consonanza в Национальной академии Санта Чечилия в Риме под руководством Филиппа Манури и Марка Андре (2011–2012).

Сочинения исполнялись в России, Украине, Литве, Австралии, Канаде, Аргентине, Франции, Нидерландах, Швейцарии, Германии, Великобритании, Италии, Турции.

Музыку Георгия Дорохова исполняли музыканты:
Иван Бушуев, Татьяна Гринденко, Даниил Екимовский, Елизавета Кошкина, Станислав Малышев, Наталья Пшеничникова, Ярослав Судзиловский, Наталья Черкасова, Самуэль Штолль, Дмитрий Щелкин, Алексей Шмурак, Беттина-Даниэль Бергер, Анна д'Эррико, Маттиас Кранебиттер, Даниэль Аньес, Женевьев Либуарон, Ноам Бирстоун, Маттиас Кун, Леа Рахель Бадер.

Дирижеры:
Роман Белышев, Игорь Дронов, Федор Леднёв, Марк Пекарский, Олег Пайбердин, Олег Танцов, Татьяна Сенько, Николай Соколов, Роб Фермейлен, Станислав Малышев, Владимир Юровский, Симоне Беневенти.

Ансамбли:
Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, ансамбль «Академия старинной музыки» под управлением Татьяны Гринденко, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), ансамбль «Студия Новой музыки» (Москва), «Романтик квартет» (Москва), ансамбль современной музыки «ХХ век» (Москва), eNsemble (Санкт-Петербург), ансамбль Linea (Страсбург), ансамбль «Nostri Temporis» (Киев), ГАМ-Ансамбль (Галерея Актуальной Музыки, Москва), Ensamble 34 (Аргентина), ансамбль Offspring (Сидней), оркестр Министерства Обороны РФ, ансамбль «NoName» (Нижний Новогород), Le Nouvel Ensemble Moderne (Канада), оркестр «Ereprijs» (Нидерланды), симфонический оркестр Словацкого радио, ансамбль Interface (Германия), ансамбль Lemniscate (Швейцария), ансамбль «Blackpageorchestra» (Австрия), ансамбль «Proton» (Швейцария), ансамбль Unitedberlin (Германия).

Большинство сочинений написано для камерно-инструментальных составов. В их числе: три струнных квартета, Under construction для скрипки и фортепиано, Топинамбур для флейты, фортепиано и скрипки (или альта), Examples для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, Экспозиции для различных составов, два Концертино. Однако, дарование Георгия более всего раскрылось в произведениях для нетрадиционных составов. Одно из самых ярких – Русское бедное (Промзона) для экстремального вокала, деревянных ящиков, мусорных баков, батарей центрального отопления, сирен, колоколов и железных листов. Эта большая композиция была создана по предложению режиссера Кирилла Серебренникова для открытия выставки «Русское бедное» в Пермском музее современного искусства и прозвучала в исполнении Ансамбля ударных инструментов под управлением выдающегося перкуссиониста Марка Пекарского. В 2011 году Георгий написал оригинальную музыку к открытию филиала Центра современного искусства в Нижнем Новгороде «Арсенал».

Самым популярным и часто исполняемым произведением стал Георгия стал Манифест для трех пенопластов со смычками, вошедший в репертуар многих российских и зарубежных ансамблей современной музыки.

Творчество Георгия Дорохова не ограничивалось сочинением музыкальных произведений, он также создал серию литературных текстов и рисунков, сочетающих в себе гротескное и трагическое начала.

В последние годы жизни Георгий Дорохов сблизился с сообществом арт-активистов, принимал участие в акциях и перформансах политического протеста, подвергался многочисленным задержаниям и штрафам.

1 февраля 2013 г. Георгий внезапно скончался в возрасте 28 лет.

По словам словацкого исследователя Роберта Коларжа, «болезненная и напряженная, раздираемая между шумами и тишиной, музыка Дорохова была как крик человека, который не мог молчать или „держаться в стороне“. Такие сочинения как Деконструкция, Under construction или Промзона говорят о том, что для него современная музыка должна говорить о нашем современном мире».

Говоря о поколении молодых российских композиторов, Федор Софронов пишет о Дорохове: «У этого поколения есть первый герой, необычайно одаренный композитор Георгий Дорохов, во многом манифестировавший поиски своих ровесников. Его сочинения базировались на идиоматике акционистских движений 1960-х годов (в частности, «Fluxus»), но Дорохов придавал этим бурным жестам, часто вводимым в качестве метацитат, специфическое музыкальное содержание, лишенное присущей первоисточнику спонтанности. Опыт акционизма был пропущен композитором через глубоко личное восприятие, и провокационный жест оказывался совершенно по-бетховенски «vom Herzen». В этой субъективной прямоте высказывания молодой композитор проявлял себя вполне наследником Чайковского, Шостаковича и Шнитке. Такая субъективность, устремленность внутрь собственных душевных импульсов, но внешне выражающаяся в изменении формы контроля над временем/пространством акции, все более усугублялись от сочинения к сочинению, и неизвестно, какова была бы эволюция стиля Георгия Дорохова: его творческий путь прервался на 28 году жизни. Оставленные им сочинения могут служить своего рода мерой радикальности представителей его поколения».