Сегодня прослушал ..2й виолончельный концерт Пендерецкого.. Ещё раз убедился в том, что это композитор-банкрот: можно взять его скрипичный, альтовый концерты — то же самое, смысл не меняется.. тусклая музыка, тусклый оркестр, ужасный самоповтор (темы скрипичного и виолончельного концертов — практически идентичны; приёмы одни и те же; везде только серый цвет).. И — музыка «однослойна»: как в техническом, так и в образном-смысловом значении..

Конечно, у него были достижения, но в основном в области приёмов (тот же «Трен» памяти жертв Хиросимы).. можно даже сказать, что порой и открытия. Но в смысле музыки — она по большему счёту в этих сочинениях просто отсутствует. Её нет. (у того же Лахенмана, или Левинаса — безусловно есть). Эти сочинения — лишь изобретение велосипеда (или колеса от него).. думаю, что со временем Пендерецкий это осознал и решил поэтому пойти путём .. возвращения назад. И шаг назад был сделан — но музыка всё равно не появилась.. Появились лишь претензии на величие и статус «живого классика» + занудливая нравоучительность поздних сочинений..